Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности. Оно включает в себя суицидальные мысли, намерения, высказывания, угрозы, планирование, суицидальные покушения и попытки.
Группа риска среди детей подросткового возраста:
· подростки, имеющие предыдущую (незаконченную) попытку суицида (парасуицид);
· подростки, демонстрирующие суицидальные угрозы, прямые или завуалированные;
· подростки, имеющие тенденции к самоповреждению (аутоагрессию);
· подростки, у которых в роду было суицидальное поведение и суициды;
· алкоголизированные подростки. Употребление алкоголя способствует усилению депрессии, чувства вины и психической боли, которые, как известно, часто предшествуют суициду;
· подростки, страдающие зависимостью от употребления наркотиков и токсических препаратов. ПАВ (психоактивные вещества) ослабляют мотивационный контроль над поведением подростка, обостряют депрессию или даже вызывают психозы;
· подростки, страдающие аффективными расстройствами, особенно тяжелыми депрессиями (психопатологические синдромы);
· подростки, страдающие хроническими или фатальными заболеваниями (в том числе, когда данными болезнями страдают значимые взрослые);
· подростки, переживающие тяжелые утраты, например смерть родителя (любимого человека), особенно в течение первого года после потери;
· подростки, у которых выраженные семейные проблемы: уход из семьи значимого взрослого, развод, семейное насилие и т.п.
Взрослым необходимо всегда серьезно относиться к любым детским угрозам, поэтому необходимо:
1) говорить с ребенком открыто и прямо;
2) говорить ребенку о своей любви к нему;
3) дать ребенку почувствовать, что вам не все равно, что происходит с ребенком;
4) слушать с чувством искренности и понимания;
5) прибегнуть к помощи «авторитетных людей» для оказания поддержки ребенку, нуждающемуся в помощи;
6) заключить «соглашение о не совершении самоубийства», условием которого будет обещание ребенка не причинять себе боль никоим образом;
7) подумать, кто может помочь ребенку (пригласить близкого человека, школьного педагога или психолога, т.е. человека, которому ребенок доверяет);
8) при необходимости пригласить врача-психотерапевта, который может вывести ребенка из кризисного состояния; при осложненных или критических ситуациях доставить его в ближайший психоневрологический диспансер или больницу;
9) просто остаться с ребенком рядом; если необходимо уйти, оставить его на попечение другого взрослого;
10) попытаться установить, насколько произошедшая ситуация стала кризисной и суицидоопасной;
11) попытаться выявить не только те моральные структуры личности, которые подверглись психотравматизации, но и «зоны сохранной моральной мотивации», которые могут выступить в качестве антисуицидальных факторов (таковыми могут быть чувство долга и ответственности, гордость, совесть и т.д.).